загрузка...

Эффекте 25 го кадра

"Эффект 25-го кадра" - правда или вымысел? - Недавно в сообществах социальных сетей ВКонтакте и Facebook была распространена информация о том, что 5 канал и 1+1 во время вещания используют запрещенную методику 25 кадра

Если в начале XX века вождь пролетариата Владимир Ленин во время революции призывал в первую очередь захватывать почту и телеграф, то теперь такая необходимость отпала – захватывают интернет, точней социальные сети.

Даже многие интернет-магазины стали активно распространять чудодейственные методики основанные на эффекте 25-го кадра, как  быстром способе похудения,  лечении алкоголизма и наркомании, и даже для излечения многих тяжелых заболеваний.
​Вроде как за определённую денежную сумму наложенным платежом мы получаем диск с записанными видео-роликами (кстати, ролики скомпелированны в формат exe и защищены от копирования, даже воспроизводятся только с оригинального диска), которые необходимо регулярно просматривать и….сам не заметишь как появится отвращение к алкоголю и/или другим вредным пристрастиям.

Действуют ли методики в основе которых лежит 25 кадр? Миф это или реальность?

У студентов, изучающих курс «Разработка и технологии
производства рекламных продуктов», читаемый автором на экономическом
факультете КрасГАСА, возникли вопросы, касающиеся психологических и
правовых аспектов использования рекламы. Так, знакомство с действующим
законодательством вызвало интерес к упомянутым в федеральных законах о
рекламе и СМИ /1,2/ «скрытых вставках, воздействующих на подсознание
людей». Однако ни в текстах законов, ни в массовой учебной литературе,
практически не затрагивалась физическая сторона этих явлений /1-3/.
Желание поглубже разобраться в проблеме и породило мысль о необходимости
экспериментальной проверки одного из наиболее известных феноменов этого
ряда, вошедшего в историю под названием «технология 25-го кадра».

Серия опытов, поставленных в лаборатории моделирования рекламы, дала
ряд довольно интересных результатов, оценка которых потребует от читателя
предварительного знакомства с историей обсуждаемого вопроса.
В
качестве исходного материала был выбран нашумевший эксперимент с так
называемой «сублимальной» рекламой, проведенный Джеймсом М. Вайкери летом
1957 года в одном из кинотеатров г. Нью-Джерси (США). Сущность опыта
заключалась в том, что одновременно с кинофильмом на тот же экран
проецировалась периодическая последовательность текстовых кадров,
содержащих слова «Кока-кола» и «Ешьте попкорн». Как утверждал
Вайкери, на подобных сеансах объем продаж кока-колы в буфете
кинотеатра увеличивался на 1/6, а попкорна — почти
на 1/2. В том же году «эффект 25-го кадра» был запатентован автором,
а публикация результатов эксперимента вызвала живейший интерес как в
научных, так и в деловых кругах мирового сообщества.
Первоначально
потрясающая эффективность метода, предложенного авторитетным специалистом
в области социальной психологии, членом Американской ассоциации
психологов и Американской ассоциации по изучению рынка, никаких
сомнений не вызвала. Тем более, что к этому времени сам Вайкери уже
организовал весьма успешную кампанию по использованию «сублимальной»
рекламы в кино и на телевидении.
Однако со временем в
публикациях независимых исследователей стали появляться сомнения в
достоверности сведений, приведенных Дж. М. Вайкери и сетования на
практическую невоспроизводимость его результатов. Так, Канадская
телерадиовещательная корпорация, не сумевшая самостоятельно добиться
обещанных Вайкери результатов, пригласила автора для личного участия в
публичном эксперименте и обеспечила его всем необходимым. Однако опыт
вновь не удался.
Под давлением фактов в 1962 году Вайкери официально
признался в том, что фактически им были проведены только предварительные
исследования, результаты которых не могли служить достаточным основанием
для столь категоричных выводов.
Со временем ажиотаж вокруг феномена в
научных кругах цивилизованного мира практически угас, и «открытие» было
тихо «закрыто» как не представляющее ни научного, ни практического
интереса. В конечном итоге «25-й кадр» удостоился лишь сомнительной чести
попасть в список «величайших мистификаций всех времен», опубликованный в
1996 году журналом Ридерз Дайджест /4/.
Однако в обывательской среде
интерес к этому вопросу периодически возрождается и активно подогревается
средствами массовой информации. Не минула чаша сия и нашу страну, в
которой «25-й кадр» стал хрестоматийным примером научного (без кавычек!)
подхода к множеству проблем. Интересно, что в большинстве подобных
публикаций дружно умалчивается об авторском покаянии 1962 года, а
«технология 25-го кадра» преподносится в качестве бесспорно признанного
научного факта.
Специалисты Центра психического здоровья РАМН
объясняют этот интерес «синдромом воздействия», заключающимся в спонтанном
нарастании уверенности значительной части населения в наличии внешних
влияний на их психику. Видимо поэтому маркетологи, находящиеся в этой
демографической группе, до сих пор верят в эффективность подсознательного
внушения и пытаются обосновать его использование. Практически в любом
рекламном издании можно найти множество предложений, обещающих обучение
или излечение с помощью все тех же скрытых вставок.
Подверженные этому
же синдрому законодатели спешат спасти беззащитное население от
злоумышленного «зомбирования» /1,2/. Отзывчивые ученые по заказам
обеспокоенных министерств разрабатывают уникальное оборудование для
обнаружения скрытой информации, не удосужившись проверить, существует ли
вообще такая опасность.
Примером подобного «научного подвига» может
служить нашумевшая в начале нового века разработка так называемого ОДСВ
(опытного детектора скрытых вставок), созданного специалистами
Всероссийского научно-исследовательского института радиовещания и
телевидения (ВНИИТР).
Диаграмма ВНИИТР
Несмотря на то, что сей прибор способен фиксировать всего
лишь наличие любых неоднородностей в монтаже (а в какой рекламе их нет?),
появились сообщения о том, что правоохранительными органами якобы
планируется внедрение ОДСВ в систему борьбы с «экологическим терроризмом»!

Подобные тенденции заставили нас произвести хотя бы оценочный анализ
явления, послужившего поводом для всей этой кампании. Оказалось, что
Российские порталы Интернета полны многочисленных публикаций о 25-м кадре,
причем возраст большинства из них составляет два-три года. Явный спад
числа свежих материалов на эту тему наводит на мысль о завершении некоей
PR-кампании, что косвенно подтверждается и
невыходом в свет ряда ранее анонсированных статей.
Интересна и
статистика публикаций, найденных по запросу «25-й кадр». Наибольшее
количество материалов посвящено правовым вопросам, касающимся
использования 25-го кадра: от толкований действующего законодательства до
разработок, посвященных обнаружению скрытой информации. На втором месте,
как ни странно, реклама всевозможных обучающих пособий, основанных как раз
на технике скрытой информации. На третьем – многочисленные и весьма
вольные толкования слухов и сплетен, касающихся зомбирования в СМИ и
методов наказания виновных. И совсем уж небольшая часть публикаций
содержит более или менее объективные сведения, касающиеся сущности
проблемы.
Последними мы и воспользовались для воспроизведения
технологии опытов Вайкери, хотя и здесь не обошлось без серьезных
расхождений в данных, приводимых различными источниками. В частности, в
ряде публикаций утверждается, что время демонстрации вставного кадра с
помощью обычной кинопроекционной аппаратуры составляет 3 мс, или 1/300 с.
На самом же деле ни кино, ни телевидение не способны к воспроизведению
событий, длящихся менее 20 мс. Это легко вычислить, даже не имея особых
технических знаний. Очевидно, что максимальная длительность кинокадра не
может превышать 1/24 с, т.е. 42 мс. Сократить экспозицию может только
время, затрачиваемое на смену кадров. Поэтому, даже если мы отведем
протяжке ленты половину имеющегося времени, на демонстрацию кадра как раз
и останутся упомянутые 20 мс.
Ссылки на использование основоположником
тахитоскопа, обладающего ультракоротким импульсом, не выдерживают критики
уже по той причине, что «технология 25-го кадра» до сих пор «успешно»
эксплуатируется его адептами на стандартных видеокассетах, работающих с
частотой кадров, не слишком отличающейся от
кинематографической. 
Практически нигде мы не смогли найти
сведений о периодичности появления скрытых кадров и остановились на
предположении, вытекающем из самого определения «25-й кадр». Судя по
названию «феномена», длительность интервала между одиночными текстовыми
кадрами составляла около одной секунды, в течение которой зритель успевал
воспринять все 24 нормальных кадра фильма плюс один дополнительный,
который мог экспонироваться одновременно с любым из них. Небольшое
отклонение периода от целочисленного значения в данном случае серьезной
роли не играет, ибо упор в описаниях опыта Вайкери сделан именно на
длительность приема информации, а не на ее периодичность.
Проект видеоклипа со вставными титрамиВ
качестве первого эксперимента мы создали цифровой видеоклип, содержащий
кроме обычного видеоряда дискретную последовательность вставных текстовых
кадров со словом «БЕГИ!». В фильме использовалась стандартная для видео в
формате PAL скорость 25 кадр./с, а интервал между
текстовыми кадрами составлял тоже одну секунду. Обе кадровых
последовательности были смонтированы в достаточно известной программе
нелинейного видеомонтажа Adobe Premiere 4.2.
В
результате обработки проекта получился 12-секундный видеоклип, каждый 25-й
кадр которого был заменен титровой вставкой. Структура готового
видеоролика получилась примерно такой, как на рисунке
справа:
Структура готового клипа
Многократные просмотры этого
фильма, как и серии его вариантов, произвели совершенно неожиданное
впечатление. Несмотря на то, что размер окна компьютерного клипа
существенно уступал размеру киноэкрана, наши вставки никак не хотели
выглядеть скрытыми. Виртуально «исчезал» только белый фон надписи, а сами
титры с неумолимой периодичностью четко возникали на экране и легко
читались всеми испытуемыми. При этом стойко возникал эффект кажущегося
наложения надписи на сюжет, как показано на следующем
рисунке. Восприятие текстовой вставки
Все попытки сделать текстовую информацию более или менее
«скрытой»  существенными результатами не увенчались. Нам удалось лишь
несколько замаскировать ее с помощью значительного уменьшения масштаба и
снижения контрастности надписи .
При этом распознаваемость символов
снизилась до исчезающе-малого уровня, хотя наличие вставки продолжало
отчетливо восприниматься даже визуально.
Высокая наглядность
отображения посторонних вставок в стандартных программах нелинейного
монтажа вызвала недоумение наших студентов по поводу обоснованности
разработки упоминавшегося ОДСВ, не отличающего к тому же «злоумышленных»
вставок от обычных погрешностей монтажа. Возникли сомнения и в
квалификации специалистов ВНИИТР, не ведающих об известных методах, широко
используемых на телевидении как минимум с начала 90-х годов прошлого века.

Для полноты эксперимента мы решили удостовериться и в возможности
использования косвенных методов контроля без разработки новых аппаратных
средств. Известно, что в том же Adobe Premiere 4.2
имеется стандартная утилита, генерирующая график зависимости скорости
передачи данных от характера видеоклипа. Оказалось, что на этом графике
вставные кадры образуют отчетливо видимые резкие изломы кривой, заметные
не хуже, чем пики в местах неоднородностей на диаграмме изменения
интегральной яркости монитора, полученной с помощью ОДСВ.График скорости передачи видеоданных
Таким образом, в течение нескольких дней и при полном
отсутствии каких-либо материальных затрат, нам удалось успешно решить так
и не решенную ВНИИТР задачу. К тому же, я думаю, весьма неплохо, 
финансируемую.
А может в этом все и дело? Зачем решать вопрос за
неделю, если финансирование выделено на несколько лет?
Хотя, с другой
стороны, может это только для нас эта задача оказалась довольно легкой. По
окончании работ мы инициировали в интернете дискуссию по этой теме.
Однако, как выяснилось, большинство ее участников оказалось верующими в
Вайкери. Пара умельцев, решившихся проверить эффект на практике, была так
обескуражена его отсутствием, что сочла свои труды некорректными и от
публикации результатов отказалась.
К сожалению, жесткие рамки объема
журнальной публикации ограничивают автора в предоставлении оставшихся
аргументов. Остается только подвести итоги исследования и сделать ряд
соответствующих выводов, а именно:

  1.  Очередная
    экспериментальная проверка эффекта подсознательного воздействия
    одиночных текстовых кадров в кино- и видеофильмах вновь не подтвердила
    его существования.

  2. Эксперименты не опровергли влияния ритмических воздействий
    аудио- и видеоматериалов на психофизическое состояние человека.

  3.  Эксперименты
    подтвердили возможность использования кратковременных зрительных
    образов для влияния на эмоции зрителя

  4.  Анализ достоверности
    результатов метода обнаружения скрытых вставок, предложенного ВНИИТР,
    выявил, что уровень неопределенности результатов тестирования
    недостаточен для вынесения квалифицированного заключения об их наличии
    или отсутствии.

  5. Предложены альтернативные методы обнаружения
    кратковременных вставок: визуальный, дающий гарантированный контроль
    над каждым кадром и оценочный, с параметрами, превосходящими параметры
    прототипа.

Более поздняя наука стала определять подсознание как "...универсальный принцип бытия и причину мирового процесса" (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Еще позднее З. Фрейд, Ж. Жарко, И. Сеченов и И. Павлов доказали, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания, которое оказывает огромное влияние не только на память, но и на поведение людей.

В 1918 году немецкий ученый Франк проводил эксперименты по изучению работы человеческого мозга при помощи кино, однако недостаточные возможности видеотехники того времени не позволили ему добиться нужного эффекта. Его опыты были сначала отложены до "лучших времён", а потом забыты. Опыты по воздействию на подсознание были продолжены не в чистом, а в "прикладном" виде. Отраслью, которая фактически стала спонсором дальнейших экспериментов, стала в первую очередь реклама.

Однако такое желание возникает далеко не у всех. Подсуетились некоторые компании, разрабатывающие методики, позволяющие, если верить их рекламе, улучшать процесс запоминания иностранных слов. Они стали ссылаться на эффект 25-го кадра и рассказывать в своих аннотациях про эксперимент Джеймса Вайкери, конечно же, скрывая подробности. Спрос увеличивался не по дням, а по часам. Система заработала.

На самом деле предлагаемые этими компаниями приемы ориентированы исключительно на запоминание, то есть основаны на совершенно иных психологических принципах. В этих методиках информация, предназначенная для запоминания, «мигает» на экране, благодаря чему она заучивается лучше, чем если бы она была предъявлена однократно в течение достаточно длительного времени. В мнемотехнике — системе опосредствованного запоминания — описано много подобных способов заучивания материала, ставших известными еще несколько тысячелетий назад. Например, в древней Индии йоги, чтобы запомнить определенный объект, глядя на него, многократно и очень быстро открывали и закрывали глаза, мысленно представляя его себе. Технология 25-го кадра, как не трудно догадаться, тут совсем ни при чем, ведь ее Джеймс Вайкери рассматривал не как способ, облегчающий запоминание, а как метод внушения, управляющий волей и поведением человека. Но такая правда повредит спросу.

В образовании эта схема применяется широко, там она не запрешена. Рекламным компаниям повезло меньше.

История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.

Потому что нас защищает мудрая природа. Она выработала в нас массу страховочных механизмов. Один из них касается информации о внешнем мире. Когда эта информация через наши органы чувств поступает в наш мозг, она вначале проходит «неглубокую обработку» (shallow processing) на уровне подсознания. Если за очень короткое время наше сознание ее не востребует, она теряется. Такую информацию называют подсознательной, подпороговой или «сублиминальной» («суб» – под, «лимен» – порог) – она не смогла превысить порог важности для наших рефлексов и сознания. Таким образом, мы с утра до вечера купаемся в подсознательном океане, сами того не замечая.

Если в этом океане наш мозг выделяет нечто, представляющее для нас интерес, например знакомое лицо в толпе или несущийся на нас автомобиль, то подключается наше сознание, и глубина обработки увеличивается.

Будет ли информация выделена нашим мозгом или нет, зависит от двух параметров – от интереса, который она для нас представляет и от времени воздействия. Так, вид и звук несущейся на нас машины заставит нас среагировать за сотую долю секунды. Но мы не вспомним лиц пассажиров в метро, напротив которых мы сидели целых полчаса. Это называют «умственной слепотой» (mental blindness).

Именно умственной слепотой объясняется то, что, даже смотря на экран, мы не запоминаем большой процент телереклам. Пролистывая журнал в поиске интересной статьи, мы пробегаем незаинтересованным взглядом десятки реклам, ничего не запоминая; в потоке машин или в толпе спешащих людей мы не видим очень многого, особенно аляповатые пятна, которые кому-то кажутся рекламой.

Итак, если наш мозг часто совершенно не интересуют даже огромные объемы информации, на которые он может переключиться вполне осознанно в любую секунду, то насколько же надо быть наивным или невежественным, чтобы пола-гать, что его может заинтересовать информационная пылинка, о существовании которой он даже не подозревает.

Умственная слепота поражает. На память приходит описанный академиком Ландау эпизод. В молодости он страдал от застенчивости. Пытаясь вылечить себя от этого недостатка, он дефилировал по Невскому проспекту с привязанным к уху воздушным шариком, но…. на его шарик почти никто не обращал внимания. Создателям придорожной рекламы будет интересен такой эксперимент: на обочине оживленной дороги поставили совершенно обнаженную женщину. Дама была разочарована почти полным отсутствием мужского внимания.

Почти всегда на мозг действуют одновременно несколько раздражителей, и наше внимание разделяется. Если один раздражитель явно доминирует, то мозг настраивается «на его волну». Чем интереснее этот раздражитель, тем меньше шансов у других раздражителей. Это, в частности, объясняет низкую эффективность усвоения рекламных блоков в захватывающих фильмах и передачах – мозг продолжает работать на основной волне и не хочет переключаться.

Вспомним испытания 25-го кадра в Канаде и Конгрессе. Здесь телезрители ЗНАЛИ о присутствии вставок и были на них зациклены, то есть они почти не следили за содержанием фильма. Но даже в этих искусственных условиях были получены нулевые результаты. А что же тогда говорить об обычных условиях показа, когда мозг зрителя всецело поглощен мощным раздражителем – содержанием фильма.

Те, кто пугают легковерных простаков, увязывают сверхъестественные возможности вставок с их краткосрочностью. Но чем это воздействие отличается от воздействия мелькнувшего в толпе лица или надписи на чьей-то майке? Не зря, когда Вайкари приперли к стенке, он стал сравнивать подсознательную рекламу с придорожным щитом, который глаз выхватывает на мгновение боковым зрением.

Когда Вайкари предлагал свой метод рекламодателям, он делал упор не на краткость действия рекламы, хотя и это он приводил как продающий момент – придется меньше платить за более короткую рекламу. Его основной привлекалкой было то, что зритель не замечает воздействия и не испытывает раздражения. Однако именно это и пугало людей: кто-то будет оказывать на них воздействие без их ведома. Но общественности никто не разъяснил, что без их ведома каждый день на них воздействуют миллионы раздражителей. При этом никакого зомбирования не происходит!


Коротко принцип лечения состоит в следующем. Пациент некоторое время не прикасается к рюмке или воздерживается от употребления наркотиков. Потом получает краткую информацию об эффекте 25-го кадра и сам формулирует для себя задачу. Например: "Пять лет я не буду пить". После чего просматривает видеокассету, с которой в течение получаса цифра 5, словосочетание "5 лет без алкоголя" и ему подобные настойчиво проникают в подсознание больного с "невидимых" кадров. В зависимости от характера заболевания может быть проведен один или несколько сеансов "видеокодирования".

– подсознание сортирует полученную информацию;

– происходит осмысление и закрепление в памяти иностранных слов.

На сегодняшний день я не имею однозначного ответа, почему этот метод срабатывает далеко не у всех, даже с использованием навыка сверхобучаемости. Безусловно, в данном случае высокий уровень гипнабельности играет позитивную роль. Так же как и время суток, которое для разных людей может быть разным. Для многих запоминаемость по этой методике выше с 22 до 24 часов. В то же время для тех, кому подходят именно эти временные рамки, существенным является следующее условие – в час ночи они уже должны крепко спать.

Специалисты утверждают: ничего удивительного, ведь одновременно с методикой 25-го кадра используется обычная психотерапия, а что конкретно лечит больного - неясно.

В общем, в очередной раз
людей хотят сделать счастливыми, не
спрашивая их согласия на это. И в ближайшем будущем нас
всех, вероятно, ждет новый прекрасный
мир всеобщей радости и благоденствия.
Пока же рай на Земле еще не наступил,
Смирнов наладил производство коммерческих
продуктов на основе разработанной им
технологии. Созданная в середине 1990-х годов
Psychotechnologies Corp., председателем Совета
директоров которой стал И.В. Смирнов,
предлагает на западном и российском рынках
коммерческие решения, связанные с «обеспечением
безопасности собственности и бизнеса
компаний». Среди всего прочего, эти
компьютерные программы обещают успешно решить
такие вопросы как «выявление истинных целей и скрытых мотивов участников деловых переговоров»
или «ежемесячная диагностика ключевых сотрудников компании, имеющих доступ к особо важной информации и оказывающих влияние на бизнес компании». 
Заплатив порядка $1000, сегодня каждая
российская фирма может проверить
справедливость этих утверждений на
практике.

Здесь возникает одна
щекотливая проблема: если данная технология действительно работает, то оправдано ли
предоставлять мощный инструмент расшифровки человеческой
«души» в
распоряжение бизнес-структур, цели и задачи
деятельности которых, как известно, весьма
далеки от всеобщего человеколюбия? И как
это согласуется с продекламированными
Смирновым гуманитарными принципами? На эти
вопросы Игорь Викторович не дает
вразумительного ответа. Его главный
аргумент: попадание технологии «в
плохие руки» практически исключено.
Алгоритмы психозондирования и
психокоррекции просты в теории, но очень
сложны в практическом исполнении. А
полностью «технологию производства»
знает только сам Смирнов и ближайший круг
его единомышленников. «Ноу-хау»,
скорее всего, составляет сам алгоритм
кодирования и особенности спектрально-частотной
характеристики того «шума», который
способен «резонировать» со
структурами головного мозга, давая
возможность психике декодировать и
воспринимать сублиминальные послания. Но по оценкам
специалистов, имея в наличии коммерческие
продукты корпорации   Psychotechnologies
группа талантливых компьютерщиков и
психофизиологов, обладающая мощной
компьютерной техникой, теоретически
способна «расколоть» алгоритм
Смирнова за 7-8 месяцев напряженной работы. Естественно, при
условии, что таковой действительно существует,
а не является обычной рекламной
мистификацией.
Если это еще не сделано, то будет сделано в
ближайшее время.

Итак, ящик Пандоры рано или
поздно откроется. Что дальше?

Цитируемые источники:

1. Key, W. B. Subliminal seduction.
Englewood Cliffs, NJ: Signet, 1973.
2. Key, W. B. Media
sexploitation.
Englewood Cliffs, NJ: Signet. 1976. 
3. Key, W. B. The clam-plate orgy. Englewood
Cliffs, NJ: Signet. 1980.
4. Key, W. B. The age of manipulation. New
York: Holt. 1989.
5. Natale, J. A. Are you open to suggestion? Psychology Today, 1988,
September, p. 28—30.
6. Pratkanis, A. R., Eskenazi, J., & Greenwald, A. G. What you expect
is what you believe (but not necessarily what you get): A test of the
effectiveness of subliminal self-help audiotapes.
Basic and Applied Social
Psychology, 15, 1994, p. 251—276.
7. Pratkanis, A. R., & Greenwald,
A. G. Recent perspectives on unconscious processing: Still no
marketing applications.
Psychology and Marketing, 5, 1988, р. 339-355.
8. Pratkanis,
A., & Aronson, E. Age of propaganda: The everyday Use and Abuse of
Persuasion
. W.H. Freeman & company. New York, 2001
9. Vokey, J. R., &
Read, J. D. Subliminal messages: Between the devil
and the media. American Psychologist, 40, 1985, p. 1231-1239.

10. Zimbardo P., Leippe M., The psychology of attitude change and
social influence.
McGraw Hill,1991.
11. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии:
Компьютерный психосемантический анализ и
психокоррекция на неосознаваемом уровне.
— М., «Культура», 1995.
12. 

, 2001 г.Виктор Сороченко©

Наверх